Э. Золя, «Западня»

«Западня»Начал читать по рекомендации жены, которая взяла эту книгу на полке для буккроссинга в кафе на горе Гымба в Карпатах. Вначале было скучновато и довольно тоскливо. Так и чувствуешь, как автор каждый раз подводит читателя к какому-то несчастному происшествию. Мол, день был хороший, Жервеза с дочкой зашла за мужем, он беспечно свешивался с крыши, помахал рукой – неспроста же Золя все это пишет! Ну и конечно, в итоге – роковая случайность, которая портит супругам всю дальнейшую жизнь. И так каждый эпизод: блеснет обманчивая надежда, но ты прекрасно понимаешь, что это лишь для контраста, потому что в итоге все будет только хуже.

Однако в целом мне очень понравилось. Мне даже кажется, что это удивительная книга (может быть, у Золя все такие – я больше не читал), по сравнению с которой весь прежний реализм кажется ходульным и смешным. Нет положительных и отрицательных героев. Зависть, раздражительность, перемены настроения, равнодушие, заносчивость, отупение – все эти черты героев показаны чрезвычайно выпукло и достоверно, так что складывается общее впечатление: некрасиво, но точно как в жизни. Роман достаточно честный, резкий и при этом пронизанный снисходительным человеколюбием без какого бы то ни было ханжества.

А с каким знанием дела Золя описывает быт – работу прачечных, кузниц, лавок, забегаловок, условия жизни пролетариата и мелких торговцев! Кажется, чтобы столько знать, нужно было там жить и работать самому.

Эмиль ЗоляПри всем моем восхищении, кажется, кое-что в романе можно расценить как недостаток. Это некая обратная идеализация. Жервеза и Купо вначале – довольно приятные люди, трудолюбивые, неконфликтные и прочее. Но в конце они падают на самое дно, чего не случается ни с одним из их знакомых. А ведь они в основном ведут более саморазрушительный образ жизни, который, как ни парадоксально, в меньшей степени сказывается на их благополучии. Где же типизация? Напрашивается вывод: автор показал частный случай, причем сильно сгустив краски. А виной всем несчастьям героев, по сути, является некий рок, а не социальная среда – ведь она гораздо мягче обходится со всеми остальными персонажами, многие из которых и завистливы, и агрессивны, и ленивы, и пьют от начала до конца произведения.

Более того, в книге явно показано, что условия жизни рабочих в Париже, хотя и не были райскими, но давали возможность, например, усердно работая, за несколько лет открыть свое дело (прачечную, мастерскую или магазинчик), а к старости скопить достаточно денег, чтобы спокойно жить на ренту. И, если только Золя не выдумал этот социально-экономический фон для своего повествования, несомненно, что такие примеры успеха были. Я это к тому, что при несомненной огромной художественной ценности книги, вопрос об ее идейной направленности (и о состоятельности этой идеи) для меня остается открытым.

1 thought on “Э. Золя, «Западня»

  1. Уведомление: «Жервеза», фильм 1956 г. | Алексей Сударенко

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s