Н. Заболоцкий, «Столбцы и поэмы. Стихотворения»

Заболоцкий, «Столбцы и поэмы. Стихотворения»Как и ожидалось, с этой книгой Заболоцкий под барабанную дробь уверенно входит в список моих любимых поэтов, потесняя Северянина, Тютчева и Баратынского. Удивительные произведения, из которых большинство мне понятны, интересны и близки. Его пантеизм (а точнее, наверное, было бы сказать «панпсихизм» или «пананимизм») – это и наивно, и трогательно, и мудро, и человечно, и сюрреалистично, и вообще просто прекрасно.

Несмотря на творческую эволюцию – от радикального новаторства в юности до классического стиля и однообразных форм в конце жизни, – Заболоцкому удалось сохранить непосредственность поэтического видения. Это не прокуренный, «видавший виды», «бывалый» поэт, с одной стороны, и не автор бездумных патетических од и стихов на случай, не глашатай – с другой стороны. Нет, он словно ребенок с широко раскрытыми глазами – умудренный, но не испорченный жизнью.

ЗаболоцкийИ конкретно по разделам. Цикл «Городские стихи» весьма любопытен, хотя и малопонятен. Я для себя выделил «Болезнь», «Новый быт», «Свадьбу» и «Самовар». Цикл «Смешанные столбцы» и следующие за ним три поэмы – это сплошь пантеизм и причудливая косноязычная красота. Больше всего понравились «Лицо коня», «В жилищах наших», «Искушение», «Меркнут знаки Зодиака», «Искусство», «Вопросы к морю», «Испытание воли», «Поэма дождя», «Школа жуков», «Безумный волк». Тот случай, когда некоторыми стихами или отрывками можно просто упиваться.

Далее следует раздел «Стихотворения 1932–1958 гг.». В первых стихотворениях как бы соединяются своеобразие раннего Заболоцкого с ясностью и классической строгостью позднего. Читать интересно. Позже попадаются даже скучноватые стихи. Однако при этом по всему разделу разбросано множество шедевров, например «Утренняя песня», «Некрасивая девочка», «Детство», «Сентябрь». Отдельно отмечу «Клялась ты – до гроба…» из цикла «Последняя любовь». Сборник завершает переложение «Слова о полку Игореве», которое мне тоже очень понравилось.

Интересно было находить в книге известные произведения или отдельные строки, которые я прежде слышал, но автора не знал. Например: «Меркнут знаки Зодиака» («Спит животное паук…»), «Признание» («Зацелована, околдована…») и «Не позволяй душе лениться». Так у меня когда-то было и с Есениным, например («Дай, Джим, на счастье лапу мне…» и т. д.).

Примеры стихотворений

Самовар

Самовар, владыка брюха,
Драгоценный комнат поп!
В твоей грудке вижу ухо,
В твоей ножке вижу лоб!

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.

Я же – дева неповинна,
Как нетронутый цветок.
Льется в чашку длинный-длинный,
Тонкий, стройный кипяток.

И вся комнатка-малютка
Расцветает вдалеке,
Словно цветик-незабудка
На высоком стебельке.

Лицо коня

Животные не спят. Они во тьме ночной
Стоят над миром каменной стеной.

Рогами гладкими шумит в соломе
Покатая коровы голова.
Раздвинув скулы вековые,
Ее притиснул каменистый лоб,
И вот косноязычные глаза
С трудом вращаются по кругу.

Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная все, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.

И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
Мы услыхали бы слова.
Слова большие, словно яблоки. Густые,
Как мед или крутое молоко.
Слова, которые вонзаются, как пламя,
И, в душу залетев, как в хижину огонь,
Убогое убранство освещают.
Слова, которые не умирают
И о которых песни мы поем.

Но вот конюшня опустела,
Деревья тоже разошлись,
Скупое утро горы спеленало,
Поля открыло для работ.
И лошадь в клетке из оглобель,
Повозку крытую влача,
Глядит покорными глазами
В таинственный и неподвижный мир.

Вопросы к морю

Хочу у моря я спросить,
Для чего оно кипит?
Пук травы зачем висит,
Между волн его сокрыт?
Это множество воды
Очень дух смущает мой.
Лучше б выросли сады
Там, где слышен моря вой.

Лучше б тут стояли хаты
И полезные растенья,
Звери бегали рогаты
Для крестьян увеселенья.
Лучше бы руду копать
Там, где моря видим гладь,
Сани делать, башни строить,
Волка пулей беспокоить,
Разводить медикаменты,
Кукурузу молотить,
Деве розовые ленты
В виде опыта дарить.
В хороводе бы скакать,
Змея под вечер пускать
И дневные впечатленья
В свою книжечку писать.

Испытание воли

А г а ф о н о в
Прошу садиться, выпить чаю.
У нас варенья полон чан.

К о р н е е в
Среди посуд я различаю
Прекрасный чайник англичан.

А г а ф о н о в
Твой глаз, Корнеев, навострился,
Ты видишь Англии фарфор.
Он в нашей келье появился
Еще совсем с недавних пор.
Мне подарил его мой друг
Открыв с посудою сундук.

К о р н е е в
Невероятна речь твоя,
Приятель сердца Агафонов!
Ужель могу поверить я:
Предмет, достойный Пантеонов,
Роскошный Англии призрак,
Который видом тешит зрак,
Жжет душу, разум просветляет,
Больных к художеству склоняет,
Засохшим сердце веселит,
А сам сияет и горит, –
Ужель такой предмет высокий,
Достойный лучшего венца,
Отныне в хижине убогой
Травою лечит мудреца?

А г а ф о н о в
Да, это правда.

К о р н е е в
Боже правый!
Предмет, достойный лучших мест,
Стоит, наполненный отравой,
Где Агафонов кашу ест!
Подумай только: среди ручек,
Которы тонки, как зефир,
Он мог бы жить в условьях лучших
И почитаться как кумир.
Властитель Англии туманной,
Его поставивши в углу,
Сидел бы весь благоуханный,
Шепча посуде похвалу.
Наследник пышною особой
При нем ходил бы, сняв сапог,
И в виде милости особой
Его за носик трогать мог.
И вдруг такие небылицы!
В простую хижину упав,
Сей чайник носит нам водицы,
Хотя не князь ты и не граф.

А г а ф о н о в
Среди различных лицедеев
Я слышал множество похвал,
Но от тебы, мой друг Корнеев,
Таких речей не ожидал.
Ты судишь, право, как лунатик,
Ты весь от страсти изнемог,
И жила вздулась, как канатик,
Обезобразив твой висок.
Ужели чайник есть причина?
Возьми его! На что он мне!

К о р н е е в
Благодарю тебя, мужчина.
Теперь спокоен я вполне.
Прощай. Я все еще рыдаю.
(Уходит)

А г а ф о н о в
Я духом в воздухе летаю,
Я телом в келейке лежу
И чайник снова в келью приглашу.

К о р н е е в
(входит)
Возьми обратно этот чайник,
Он ненавистен мне навек:
Я был премудрости начальник,
А стал пропащий человек.

А г а ф о н о в
(обнимая его)
Хвала тебе, мой друг Корнеев,
Ты чайник духом победил.
Итак, бери его скорее:
Я дарю тебе его изо всех сил.

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,–
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

***

Клялась ты – до гроба
Быть милой моей.
Опомнившись, оба
Мы стали умней.

Опомнившись, оба
Мы поняли вдруг,
Что счастья до гроба
Не будет, мой друг.

Колеблется лебедь
На пламени вод.
Однако к земле ведь
И он уплывет.

И вновь одиноко
Заблещет вода,
И глянет ей в око
Ночная звезда.

5 thoughts on “Н. Заболоцкий, «Столбцы и поэмы. Стихотворения»

  1. Уведомление: «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», фильм 1981 г. | Алексей Сударенко

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s