Іван Карпенко-Карий

Іван Карпенко-КарийНеплохо, хотя, по-моему, заметно уступает Островскому по реалистичности изображения характеров. Нет той тонкой психологической характеристики, которая дается через речь и поведение персонажа. Взамен этого есть сюжет, который в общем указывает на особенности характеров и который раскрывается при помощи таких методов, которые к началу XX в. должны бы уж были считаться устаревшими. Например, мужики беседуют и обсуждают кого-то (начальника артели). Они почти одинаковы, за исключением некоторых «дежурных» различий (один остряк, у другого какая-то идея фикс и т. п.). И они просто по очереди надиктовывают характеристику обсуждаемого персонажа («Он хороший». – «Да еще и работящий». – «А помните, как он то-то?»). Обратил внимание на «Лиха іскра поле спалить і сама щезне» – потому что остросюжетно и написано ритмизованной прозой.

«Сава Чалий» показался интересен, потому что в пьесе поставлен вопрос, актуальный сейчас для меня и, наверное, для всего общества. Кто прав: тот, кто не желает мириться с несправедливостью и устраивает восстание, не считаясь с жертвами и в итоге не достигая желаемого (Игнат Голый), или тот, кто сотрудничает с угнетателями, при этом стараясь мирным способом облегчить участь угнетенных (Савва Чалый)?

«Хазяїн», скорее, понравился. Здесь, в отличие от многих пьес Островского, нет натянутой развязки, в конце как бы стоит многоточие, хотя все и так понятно. Положительный персонаж учитель Калинович оказывается в странном положении, когда Пузырю говорят, что его, Калиновича, брат – прокурор, который поможет ему, Пузырю. Автор как бы закрывает глаза на это проявление кумовства, которое понадобилось ему по сюжету, чтобы Пузырь перед смертью дал согласие на брак дочери с Калиновичем.

Неожиданно впечатлила пьеса «Бурлака». Сто лет прошло, а ничего по сути не изменилось. Переосмыслив сюжет в современных реалиях, можно сказать, что вкратце она вот о чем. Волостной старшина Янукович со своим приспешником писарем Азаровым (который говорит по-писарски, то есть наполовину по-русски, наполовину по-украински) всячески злоупотребляют властью: обирают народ, сажают кого хотят в холодную по подложным обвинениям и т. д. Когда появляется борец за справедливость, на него науськивают тот самый забитый, обираемый народ, и селяне сами хватают своего защитника и сдают его старшине. Хотя это первое, еще незрелое произведение автора, уже очень верно уловлена эта черта массы – идти за властью, как овцы за волком.

«Безталанна» написана очень талантливо. Кажется, что краски сгущены, но, к несчастью, многие из нас знают, что такое бывает на самом деле. Читать очень тяжело. «Мартин Боруля» и «Сто тисяч» местами просто искрометны, читаются легко и быстро. Когда Калитку вытаскивают из петли, появляется такое приятное чувство, что все денежные проблемы на самом деле ничтожны, а важна сама жизнь. Очень хороший финал для комедии про деньги: и не угнетающий, и не снижающий остроты проблемы.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s