Два дня в Лондоне

Когда я был в этот раз в Англии, то после собственно командировки решил на пару дней задержаться в Лондоне – посмотреть, что там да как. И что я вам скажу? Как и в первый раз, то есть в 2010 г., столица Великобритании не произвела на меня впечатления: дороговизна, грязь, толпы, много иммигрантов, пока не усвоивших британские манеры, в частности вежливость. Спасался в основном в музеях. Теперь обо всем по порядку.

Прибыл я в гостиницу еще до начала регистрации, подождал, въехал и сразу дернул в центр. Думаю, чего там, в центре всего много, где что интересное увижу, туда и пойду. Приехал на станцию метро «Набережная» и пошуровал. Съел по дороге какую-то вегетарианскую шаурму примерно за те же деньги, на которые в Киеве можно было бы жить неделю. Прихожу на Трафальгарскую площадь и думаю: «И что?». Площадь я уже видел (разве что голубого петуха там тогда еще не стояло), в Национальной галерее был. Пошел, значит, дальше по карте в Британский музей. На Тоттенем-Корт-роуд, кстати, все перекопано было. И вот пришел.

Особенно мне понравилось, что вход во все приличные музеи в Лондоне бесплатный. Они там пожертвования собирают. Ну, и если уже туда-сюда – аудиогиды, подробные карты, дополнительные материалы, сувениры – это все за деньги. Я решил, что британскую экономику я и так поддержу неслабо (по моим меркам) за счет еды и проживания, и от взносов на этот раз воздержался.

Британский музей – это крутотень, конечно. Еще бы, веками свозить со всего мира всякие сокровища в свою метрополию. В основном все, о чем в учебниках истории пишут, там есть. Хочешь Розеттский камень – пожалуйста. Это копия. Я уж было подумал, что не тот уровень, ан глядь – под низом-то надпись: «Оригинал в соседнем зале». А копия – чтобы потрогать было можно. Чего буржуи не придумают, еще музейные экспонаты трогать! И так во многих местах, для полновесного опыта соприкосновения с историей, так сказать.

Хочешь, опять же, ганимедов каких-нибудь, мумий русалочьих (поддельная была, здесь по крайней мере), лепнины средневековой, гигантских окаменелостей – да милости просим.

Я, вообще-то, был озабочен садящейся батареей ноутбука, выбрал зал, откуда все экспонаты развезли по выставкам, нашел там розетку и уселся его заряжать, а тем временем ловил Wi-Fi  и смотрел, куда еще можно пойти. И еще начал писать пост в наш корпоративный блог. В итоге меня оттуда «попросили» вместе с ноутбуком. Успел обойти всего лишь полтора-два зала, как уже закрытие. Пробежался чуть дальше, немного пощелкал, и все.

А вот один из серии довольно интересных рельефов. На нем королева майя Кабаль Шук вызывает дух предка, чтобы посоветоваться о том о сем. А метод какой шикарный! Что-нибудь себе режете, кровь в миску, потом на горящий жертвенник, оттуда начинает валить дым, из дыма появляется огромный змей, а из его пасти уже сам родственник: ку-ку! Готово. Осталось свистнуть какого-нибудь проворного скульптора, чтобы он вас по-быстрому запечатлел, пока вы еще не потеряли сознание.

Обратно шел через Сохо и китайский квартал. Сделал вывод, что у них очень популярен какой-то традиционный массаж. А еще видел award-winning gay bar (гей-бар, отмеченный, скажем так, отраслевыми наградами), там так и было написано на вывеске. Был вечер пятницы, и что меня удивило, так это невероятное количество народа в некоторых заведениях. Толпятся так, что и повернуться невозможно. Стоят, разговаривают, перекрикивая друг друга, пиво пьют. Сделай ты два шага за ограждение, встань на пустой пешеходной улице, беседуй, прохаживайся, пей пиво – нет. Внутри как медом намазано. Вопрос: что за удовольствие так отдыхать? Заснять, увы, не додумался. Выглядит примерно как здесь, только еще теснее и абсурднее.

На следующий день я уже был умнее и поэтому перед выходом потратил много времени на прокладывание маршрута по Интернету. В итоге все более-менее интересные для меня места выстроились в одну линию, и мне было удобно добираться от одного к другому. Сначала я поехал в Музей естественной истории. Он крутой, и я не раз пожалел о том, что со мной не было моего сына, особенно в залах динозавров. Как и в остальных музеях, осмотреть успел лишь малую часть всего. Там на каждый музей по три дня потратить можно, если внимательно все рассматривать.

Потом мне уже жутко хотелось есть, но напротив был известный музей Виктории и Альберта. Думаю, заскочу да хоть глазком взгляну на красоты, а там через парк – и в очередную забегаловку. Музей тоже зашибись, жаль мало времени было.

Люди там прямо сидят и выездной урок по рисованию проводят. Культурненько. Дальше там и современное искусство было представлено, и из разных стран, но я уже в те залы даже и не совался.

Дальше были Кенсингтонские сады и Гайд-парк. Это практически один парк, только восточная часть называется так, а западная эдак. Снимать там особо нечего: большие пространства, зеленая трава, деревья. Но находиться, конечно, приятно. Что удивительно, в Англии все ходят по газонам, так принято (за исключением случаев, когда это прямо запрещено, наверное). Точнее, не столько ходят, сколько сидят, лежат, читают, едят, отдыхают.

В «королевской» забегаловке Royal Fish & Chips я заказал себе «чипс» без «фиша», зато с вегетарианским гамбургером. А перекусив и немного проплутав, оказался на блошином рынке «Портобелло-роуд». Что о нем сказать? Все примерно как у нас на блошиных рынках, только, наверное, дороже. Ну и, естественно, англичане кругом. Для меня там одно оказалось интересно – продавали свежие кокосы по три фунта за штуку. Вы бы видели, как на меня начали коситься, когда я выпил молоко и стал разбивать кокос о бордюр, чтобы добраться до мякоти. Ничего не вышло, пришлось выскрести ее пальцем через дырочку. Уроки праотцев из Музея естественной истории не прошли даром.

Под конец я решил прогуляться по центру. В моей программе оставалось совсем немного пунктов, и то относительно неважные. Заглянул в район Ковент-Гарден, в котором находятся одноименные рынок и театр. Там снова повсюду были пресловутые толпы, зато уличные музыканты красиво играли, а эта тетя исполняла арию из «Кармен».

Далее был Сомерсет-хаус, где среди прочего проводится Лондонская неделя моды и всяческие выставки. Обратите внимание на фонтан во внутреннем дворе. Как и многие фонтаны в городе, а может, и в стране, он очень мелкий, почти вровень с полом, так что по нему очень удобно ходить и плескаться, что здесь с удовольствием делают и дети, и взрослые.

После этого я шел по набережной и фотографировал все подряд. Эмблема Сити, галерея «Тейт», плавучие конструкции на Темзе, мост Тысячелетия и прочее.

А зачем я вообще шел в ту сторону, объясняю. Когда я в Норидже сболтнул, что Лондон – это не по мне, мой собеседник-британец, заявил, что я ничего не понимаю и что надо просто знать места. Одно из таких мест – легендарный паб «Джордж» (то есть – ранее – «Св. Георгий и змий»), где, возможно, бывал Шекспир и где Диккенс написал один из своих романов. Ну что ж, пришел, полюбовался на посетителей, сидящих на брусчатке с бокалами и бутылкой вина, и поехал восвояси. Между прочим, англичане могут сидеть везде, им и в голову не придет, что где-то может быть грязно, ведь туда мог нагадить голубь или плюнуть турист с просторов бывшего СССР.

И в заключение немного о гостинице, где я останавливался. Номер стоил 60 фунтов в сутки, то есть по лондонским меркам всего ничего. Гостиница расположена в трех минутах ходьбы от узловой станции метро «Актон-таун», это очень близко от Хитроу, и можно доехать прямо на метро. В центр добираться тоже очень удобно.

Стойки регистратора внутри нет, но, если вернуться ко входу и позвонить в звонок, откуда ни возьмись появится смуглый молодой человек (единственный, кого я здесь видел за все время) и все для вас устроит. Все было хорошо, в том числе Интернет, но в первый день, после того как парень провел уборку в номере, там очень воняло химией. К счастью, я сразу убежал осматривать достопримечательности, а когда вернулся, запах уже выветрился.